Декабрь 2016
19 Декабрь 2016
Организация работы психолого-педагогического консилиума
- Подробности статьи
В ДОУ организована система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Эффективность коррекционной деятельности определяется системой взаимодействия специалистов, педагогов и родителей. В дошкольном учреждении такой системой является психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ППК), цель которого - обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Цель и задачи деятельности ППК
ППК создано в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВ3, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей МБДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ППК являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в МБДОУ) диагностика отклонений в развитии и/ или состояний декомпенсации;
- выявление детей, нуждающихся в создании специальных условий, в том числе оценка их резервных возможностей развития;
- направление детей, нуждающихся в создании специальных условий в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ТПМПК) для определения наличия у детей с ОВЗ, детей-инвалидов потребности в создании специальных условий обучения и воспитания: рекомендуемая программа, организация образовательной среды, специальных методов психолого-медико-педагогического сопровождения, а также повторное направление детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ТПМПК для подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций;
- разработка и реализация АОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в соответствии рекомендациями ТПМПК, для детей-инвалидов также в соответствии с ИПРА;
- разработка, корректировка индивидуального образовательного маршрута при реализации ООП для детей, имеющих особые образовательные потребности;
- оценка продолжительности и эффективности реализации АОП, в том числе организации образовательной среды, используемых специальных методов психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках имеющихся в МБДОУ возможностей;
- корректировка АОП, с учетом динамики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов их возрастных и индивидуальных особенностей;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, динамику их состояния, динамику психолого-медико-педагогического сопровождения, оценку его эффективности;
- консультативная и просветительская работа с родителями по вопросам особенностей развития, воспитания, обучения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, ребенка с особыми образовательными потребностями, характера его социальной адаптации в образовательной среде;
- организационно-методическая поддержка педагогических работников МБДОУ для обеспечения индивидуального подхода к детям с ОВЗ, детям-инвалидам в процессе реализации АОП, детям с особыми образовательными потребностями;
- координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВ3, детей-инвалидов с другими образовательными и иными организациями, осуществляющими сопровождение (и психолого-медико-педагогическую помощь).
Направление |
Специалист |
Область деятельности |
Медицинский блок |
старшая медицинская сестра |
обеспечение санитарно-гигиенического режима, контроль за соматическим здоровьем воспитанников, работа с родителями |
медицинская сестра |
внедрение оздоравливающих и здоровьесберегающих технологий, проведение лечебно-профилактических мероприятий, работа с родителями |
|
Психологический блок |
педагог-психолог |
мониторинг уровня развития, контроль за объемом образовательной нагрузки, участие в составлении рационального режима дня каждой возрастной группы, психокоррекция, консультирование педагогов и родителей, оформление рекомендаций по организации работы с ребенком с учетом данных диагностики |
Логопедический блок |
Учитель-логопед |
Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребенком, работа с родителями |
Педагогический блок |
воспитатель |
реализация рекомендаций специалистов (развивающая и коррекционная работа) |
Музыкальный руководитель |
индивидуальная коррекционная работа |
|
Инструктор по физической культуре |
индивидуальная коррекционная работа |
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ёе цель: организация воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком по реализации коррекционных мероприятий. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности залог успеха в работе.
За более подробной консультацией о деятельности ППК ДОУ, а также о работе территориальной ППК вы можете обратиться к заведующему МБДОУ, либо к учителю-логопеду в часы приема.
Читать далееО защите персональных данных детей в письмах Деду Морозу.
- Подробности статьи
С приближением новогодних праздников количество сайтов с письмами Деду Морозу, на которых распространяются персональные данные детей, возрастает. В настоящий момент управлением Роскомнадзора выявлено 76 ресурсов, распространяющих личные данные детей. При написании письма Деду Морозу, во избежание распространения персональных данных детей, рекомендуем воспользоваться образцом письма Деду Морозу с рекомендациями.
Читать далее15 Декабрь 2016
Доступность для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования
- Подробности статьи
Доступность для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования
Информационно-справочный портал для инвалидов
"Красноярский край - территория равных возможностей"
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации
Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
- Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
- Коррекционная работа в условиях логопедического пункта
- Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума
- Обеспеченность образовательного процесса для воспитанников с ОВЗ
Нормативные документы, приказы
- Приказ "О создании комиссии по проведению обследования и паспортизации на предмет доступности для инвалидов здания МБДОУ и предоставляемых услуг"
- Приказ "Об утверждении паспорта доступности и плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг МБДОУ "ДС №84 «Голубок"
- Паспорт доступности объекта и услуг
- Анкета к паспорту доступности
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА И УСЛУГ
О специально оборудованных учебных кабинетах |
В наличии 13 групповых комнат, 3 оборудованных учебных кабинета, объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья В функциональных помещениях дошкольного учреждения созданы все необходимые условия для организации познавательной, игровой, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности воспитанников с ОВЗ. Для осуществления коррекционно-профилактической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в учреждении оборудованы:
Учебные кабинеты обеспечивают условия для оптимального психического развития детей, создают благоприятный психологический климат обучения и воспитания по средствам оснащенности: мебель (рабочий стол для психолога, шкаф для пособий, рабочее место для ребенка); технические средства (персональный компьютер, музыкальный центр); методические материалы (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития, набор игрушек и настольных игр, набор материалов для детского творчества); необходимая документация. В кабинете учителя-логопеда проводится индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным образовательным программам (АОП) и имеющим недостатки в развитии речи. На индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ ведется работа над артикуляцией, правильным звукопроизношением. В представлено достаточное количество пособий для работы с детьми с ОВЗ: игры и пособия для развития дыхания, мелкой моторики, слухового восприятия, автоматизации и дифференциации звуков. |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз |
Дети с ОВЗ не нуждаются в дополнительных объектах для проведения практических занятий. |
О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз |
Библиотеки в учреждении нет |
Об объектах спорта приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз |
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ, кроме тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Все существующие в дошкольном учреждении объекты спорта доступны воспитанникам с ОВЗ. На данных спортивных объектах инструктором по физической культуре проводится индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным образовательным программам (АОП). В каждой группе оборудованы физкультурные центры для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; для формирования у детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. |
О средствах обучения и воспитания приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз |
Для организации работы с детьми с ОВЗ помещения оснащены специальным физкультурным оборудованием и инвентарем: гимнастические палки, обручи, сухие бассейны, мячи - прыгуны, массажные мячи, дорожки и коврики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, мягкое игровое спортивное оборудование (модули, маты, бревна, балансировочный брус, арки и кольца) |
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания оу |
Имеется свободный доступ к зданию, въезд, позволяющий лицам с ограниченными возможностями здоровья въехать на территорию дошкольного учреждения. Имеется кнопка вызова персонала, пандусами и подъемными механизмами не оборудовано. |
О специальных условиях питания |
Питание воспитанников, детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 и Положением о питании детей в МБДОУ "ДС № 84 "Голубок". В детском саду организовано 4-х разовое рациональное и сбалансированное питание детей в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным по установленной форме. Специальных условий организации питания для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении не требуется. |
О специальных условиях охраны здоровья |
Специальных условий охраны здоровья для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении нет. |
О доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствует. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с овз |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, детей – инвалидов и обучающихся с ОВЗ, отсутствуют. |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — нет |
О наличии условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат. |
Общежитие и интернат в учреждении не предусмотрены |
Читать далее
14 Декабрь 2016
Развивающая коррекционная среда
- Подробности статьи
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа ДОУ 84 осуществляется в условиях работы логопедического пункта. Деятельность логопедического пункта направлена на оказание коррекционной помощи воспитанникам детского сада, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной Программы дошкольного образования.
Организованная развивающая среда логопедического кабинета, наличие современных информационно-коммуникативных ресурсов, комфортные условия создали возможности для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии и позволили ребенку проявлять и развивать творческие способности, стимулируют самостоятельность, инициативность, помогают утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствуют всестороннему гармоничному развитию личности.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Кабинет условно делится на зоны:
- «Мойдодыр» - зона гигиены;
- «Лужайка» - адаптационная игровая зона, зона совместных консультаций с родителями;
- «Шапито» - театральная зона;
- «Говоруша» - зона работы над звукопроизносительной стороной речи;
- «Звукоград» - зона подгрупповой и фронтальной работы над грамматикой и лексико-грамматическим строем речи; Оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами.
- «Всезнайка» - зона ИКТ.
- «Играйка» - зона сенсорного и моторного развития;
- «Кладезь» - индивидуальная зона специалиста, методического, дидактического и игрового сопровождения. Материалы по обследованию речи детей; Методическая литература по коррекции речи детей; Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда; Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах).
Читать далее